Наша игротека

Маленький исторический экскурс.

В начальных классах, когда я еще не учился в двадцатой, мы много времени проводили во дворе - с телевизионными каналами было не густо, компов и Интернета не было, поэтому выкручивались, как могли, и развлекали себя сами. Список игр был невелик, они быстро приедались и достаточно трудно было найти, извините, консенсус - перед игрой долго спорили, во что сейчас будем играть. Не все игры прижились в школе, были и специфические игры, но я решил вспомнить самые популярные. Надеюсь, что будут добавления. Хоккей, санки, лыжи и коньки не рассматриваются.

Итак.

Прятки.

Правила простые, поэтому и запомнил. Кидают жребий, кто водит. Долго договариваются до какой цифры считать, чтобы успеть спрятаться (если двор большой, то считали до ста, по честному). Водящий встает возле столба (или дерева, или стены), утыкается носом в поднятую руку, делает вид, что закрывает глаза и начинает считать - "Раз, два, три, четыре, пять, .......девяносто девять, я иду искать! Кто не спрятался, я не виноват". Для самых умных, которые никуда не убегают, а стоят рядом, чтобы тут же выручиться, добавляют - "А кто рядом (справа, слева, сзади) стоит, тому десять конов водить!". Все разбегаются. Водящий открывает якобы закрытые глаза и начинает искать, отходя от столба. Его задача найти кого-то и первым добежать до столба, чтобы застукать найденного, у которого есть шанс водить следующий кон. Самый напряжный момент наступает в конце - последний из спрятавшихся имеет право выручиться сам и выручить всех, для этого он должен крикнуть - За всех и за себя! Игра довольно веселая, хотя и простая. Те, кто выручился, или кого застукали, стояли возле столба и во все горло советовали спрятавшимся, либо сидеть тихо, либо бежать выручаться. Причем, зашифровано, типа - топор, топор, что означало - сиди как вор, или - пила, пила (лети как стрела). Как-то раз с нами стал играть суворовец, который приехал к кому-то в гости. Вот тут я впервые понял, что значит хорошо обученный человек, практически специалист. Он всегда выручался последним, спасая всех, причем хорошо прятался, умел выждать и, как в нынешних боевиках, мастерски использовал складки местности и препятствия. Раз пять выручил всех и игра закончилась - стало понятно, что водить придется вечно.

Казаки-разбойники

В эту игру мы играли редко, и я про нее практически ничего не помню. Ни цели, ни идеи, ни занятных моментов. Помню, что разбивались на две команды и носились по дворам, выслеживая друг друга. Все.

Штандар

По-моему, Макаревич в своей книге пишет, что название произошло от немецкого "Стой здесь". Похоже. Играли так. На земле чертился круг, в него набивалось человек 5-6. У водящего был в руках мяч. Он его бросал вверх и кричал "Штандар". Все разбегались, как можно дальше. Когда водящий ловил мяч, то кричал "Штандар" и все должны были замереть в тех местах, где их застал крик. Водящему нужно было попасть мячом в неподвижных игроков с того места, где он поймал мяч. Если водящий промазал, то бежал за мячом и возвращался на место для следующего броска. Если игрок ловил мяч, то водящий оставался на следующий кон. А если он в кого-то попадал, то игрок становился водящим.

Круговая лапта

На земле рисовался большой и длинный прямоугольник и в него входили игроки. Выбивающие вставали по коротким сторонам. Их задача - попасть в игроков мячом. Игроки сбивались в кучу, подальше от выбивающего с мячом. После броска, если ни в кого не попали, игроки с криками и воплями перебегали на другую сторону. Мяч бросали, в основном, по ногам. Или перекидывали через игроков, чтобы партнеру с той стороны было легче попасть с близкого расстояния. Пока народ не перебежал на другую сторону и еще стоял к нему спиной. Если игрок ловил мяч, то выбитый входил обратно.

Классики

Ну, про эту игру пусть девочки пишут.

Прыгалки

При мне уже были, а вот резиночки еще не было. Иногда я прыгал с девчонками, мог запрыгнуть "из под козла", т.е. с другой стороны. Мог прыгать и через две веревки, которые крутились в разные стороны.

Хали-Хало

Практически интеллектуальная игра. Загадывающий задумывал название фильма и говорил первые буквы. Типа "Два капитана" - "ДК". Сидящие на скамейке начинали угадывать. Если не получалось ни у кого, то рассказывалось, про что было кино. Вот тут фонтан творчества бил изо всех сил. Если кто-то догадывался и называл фильм, то с криком "Хали-Хало" мяч, который был в руках у загадывающего, бросался вверх, и он пулей летел  как можно дальше от скамейки. Мяч ловился с криком "Стоп" и нужно было попасть в  замершего игрока. Тогда ты становился загадывающим, что было интереснее, чем сидеть на скамейке.

И еще

Пускание корабликов весной, либо на скорость по ручьям, текущим по улицам, и нельзя трогать руками, если корабль застрял, либо с парусом на спичке, и с килем из половины безопасной бритвы по лужам.

Супер забава, совсем старая. Катание обруча. Брали кольцо, иногда обруч от велосипедного колеса, иногда скручивали из проволоки и гнали перед собой вперед проволочным прутом с крючком на конце.  Крючок легко обхватывал обод колеса в районе 4-5 часов, если пользоваться циферблатной аналогией. Мне было лет пять, когда эта забава была в самом разгаре, я так и не научился.

Катание на самодельных самокатах. Одна доска, почти вертикальная - руль с ручками, вторая - для ноги, плюс два подшипника. У наиболее продвинутых конструкций руль поворачивался. Не было у меня. В нашей семье подшипники не водились. А выменять их во дворе было практически невозможно.

Секрет. Набор из цветных стеклышек, кусочков зеркал и красивых камешков, которые выкладывались на дне ямки в виде мозаики. Ямка накрывалась куском стекла и присыпалась сверху землей. Никому нельзя говорить где. Один раз соорудил секрет из интереса. Игра полезна для девочек. Тренировка молчания. Наши, видимо, не играли.

Дымовухи.

В те времена пленка еще горела, поэтому большое удовольствие мы получали от скручивания пленки в рулончик, обматывания его серебряной бумажкой из под конфет и поджиганием. Дыма было очень много. Один раз удалось попасть горящей дымовухой в форточку на первом этаже. Очень громко радовались, сматываясь с места преступления. Ну и ракеты тоже делали.

Брались два болта и одна гайка. Гайка слегка накручивалась на болт и в получившуюся емкость высыпались срезанные куски спичечных головок. Потом, на оставшуюся в гайке резьбу, накручивался второй болт. Все это бросалось вверх, и, при удачном падении, раздавался громкий хлопок.

Карбид в бочку с водой. Очень интересно.

Жевание вара вместо жвачки - не было ее тогда. А вар был.

Водяные пистолеты (после того, как самые умные их стали заправлять чернилами - исчезли) и сбрасывание пакетиков с водой с верхних этажей.

Из неописанных игр остались:

Испорченный телефон,

Ножички,

Расшибалка,

Чижик,

Съедобное - несъедобное

Море волнуется раз.

Мячом об стенку и очередь на перепрыгивание отскочившего мяча, как называлось, не помню.

Что-то забыл, ессно.

Теперь переходим к специфическим играм в школе. В порядке появления воспоминаний.

Блошки

Не помню, кто ее притащил в класс, эту баночку с "блошками". Но играли мы в нее долго, был даже чемпионат класса. Более того, по-моему я его выиграл. Игра была простой и незатейливой. Из пластмассовой баночки размерами с баночку из под зубного порошка на стол высыпались "блошки" - пластмассовые чечевицы. Их нужно было забросить обратно в баночку, но не руками. Они смешно прыгали вверх и вперед, если надавить на их край другой блошкой. Игра сопровождалась пением песни "Первая рыбка моя" из популярного мультика "Кот-рыболов". 

Коробок

Необходимо было легким ударом пальца подбросить коробок, лежащий на краю стола, так, чтобы он перевернулся в воздухе несколько раз и попал опять на стол. Если падал этикеткой вверх - 5 очков, на бок - 10 очков, поставить на попа - 25 очков.

Подшипник

У нас не было парт, мы сидели за столами, у которых был бортик по длинной стороне и два отверстия возле него для чернильниц. Задача состояла в том, чтобы одним щелчком закатить подшипник в лунку под чернильницу. Траектория качения подшипника была непредсказуемой и попасть было нелегко. Игра была популярной, но с одним недостатком - подшипник грохотал и играть можно было только на переменках. Поэтому вместо подшипника стали использовать кусок ластика, обкусанный под мячик. Псевдошарик катился тихо и тоже по непредсказуемой траектории. Так что проблема, чем себя занять на уроках была на время решена.

Слова

Придумать как можно больше слов из букв длинного слова типа революция. Была очень популярна, какое-то время. Потому что тихая и, следовательно, урокопригодная.

Царки и проножки

Дети мужского пола, начитавшись Дюма-отца, рано или поздно начинают играть в мушкетеров. Не обошло это поветрие и нас, причем размах этого бедствия был скандальный.

Вопрос. Где в школе  взять шпагу, если из дома ее принести нельзя?

Ответ. Берете табуретку, переворачиваете ее вверх ногами, прикладываете небольшое усилие  к ножкам и достаете проножку - не очень длинную палку, что между ними.

Вопрос. А куда ее девать после боя?

Ответ. Прячете в стол.

Вопрос. А перешли в другой класс? Не с собой же тащить?

Ответ. Вы все правильно понимаете, товарищ пионер. В другом классе берете табуретку, переворачиваете ее вверх ногами...

У проножек было одно хорошее, фундаментальное свойство - они были короткими, поэтому серьезных травм не было. Все глаза остались целыми.

Самые умные добрались до учительских стульев, у которых проножки были подлиннее.

Как правило бои происходили на переменках, в проходах между партами, с криками, воплями и размахиванием руками. Иногда вместо щита использовали портфель. Иногда чужой. И тогда воевать приходилось на два фронта.

Месяца через два у всех табуреток не было ни одной проножки и ими были забиты все столы. Первым, кто пострадал от этого, был Лапшун. На уроке под ним медленно разъехалась табуретка. И правильно, нечего вертеться, слушать надо учителя и записывать. Потом затрещал стул под кем-то из преподавателей и она вызвала завхоза, а он - Антона. Беглый осмотр показал, что практически все табуретки растопыренные, а портфели стоят на полу, потому что в стол их спрятать невозможно - там проножки. Антон произнес пламенную речь про уничтожителей социалистической собственности и выписал нам трудовой наряд - в мастерскую, в подвал, чинить мебель.

Кстати, помнится мне, что почти все девчонки не давали свои табуретки, т.е. фактически оставляли людей безоружными. И когда они входили в класс, то тут же начинали искать целые табуретки. И садились на них. Приходилось выдергивать. И еще они закрывались от нас портфелями, когда мы в проходе воевали. То же мне, фронтовые подруги.

Пионербол -> Cпорт смелых ->Игра с жертвами

Народ у нас был не очень спортивный. Поэтому Эмилю с нами было скучно. В волейбол никто играть не умел - с подачи почти никто до сетки не добивал. Но уроки проводить надо и Эмиль начал внедрять пионербол. А в пионерболе правила были попроще - вот вам два мяча и перекидывайте через сетку руками. Ни в кольцо не надо попадать, ни отбивать мяч пружинистыми пальцами. Нам это было малоинтересно, мы в футбол играли каждый день. Поэтому пионербол быстро был преобразован в игру, которую назвали "Спорт смелых" (играли без Эмиля и без девчонок). Правила были простые - две команды в зале, между ними сетка. Волейбольный мяч кладется на пол и, не переходя на чужую половину, вы начинаете лупить по мячу ногами, стараясь попасть по личному составу противника. За попадание в ноги, туловище или голову начислялись разные очки. Личный состав противника метался возле стенки, уворачиваясь от мяча, и, в то же время, пытаясь оставить его на своей половине, чтобы начать самим лупить по врагу. Сделать это было непросто - если ты хорошо приложился к мячу, а противник отскочил в сторону, то мяч от стенки шустро летел к тебе обратно. Очень скоро игра была переименована в "Игру с жертвами". Причина была уважительной  - волейбольный мяч заменили на баскетбольный. Он тяжелее раза в два, резиновый и в пупырышках. И попадание им, особенно по голым ногам, оставляло вполне различимые следы на коже. Один раз игра чуть было не оправдала свое название. По правилам от мяча можно было прятаться, не обязательно было стоять под расстрелом, вот Шваря и решил залезть на шведскую стенку, причем как можно ближе к сетке. Он был абсолютно уверен, что тут его достать невозможно - мяч летит почти по прямой, как он наверх может залететь? Оказалось, что может. Я не помню кто это сделал, и не знаю как ему удалось каким-то невообразимым углом развернуть ногу и влепить из под сетки Шваре мячом именно в это место. И расслабившийся Шваря грохнулся вниз, как яблоко на голову Ньютона. Наши игры быстро закончились. Эмиль никак не мог понять, почему у него образовалось так много  баскетбольных мячей с вылетевшими ниппелями. Как-то раз он зашел посмотреть, чем это мы занимаемся после уроков в физкультурном зале. И когда он увидел, как мы лупим по мячу ногами, то загадка мгновенно разрешилась и нас с позором выгнали. Спортивное развитие детей было приостановлено.

Типа монополия

Эту игру, по-моему, начал Кузя. Я как-то до конца в нее врубиться не смог, но смысл заключался в том, что каждый играющий начал выпуск своих денег, на которые можно было купить фабрики - заводы - пароходы. На моих деньгах было написано Бармалей и сыновья, они были раскрашены цветными карандашами,  и имели несколько номинаций. Думаете, не сохранил? Ошибаетесь. Сохранил, просто после ремонта найти не могу. Найду - отсканирую.

Деньгами не бросаются.

Игра, может быть, и получилась бы интересной, но начались интриги, перешептывания, типа у этого деньги не твердая валюта, а у того - берем. И как-то все быстро заглохло.  

Футбол

Это, можно сказать, главная игра на все времена. Ее правила изложены в Вокабуляре. Начали играть в нее классе в пятом, а закончили аж через год после окончания школы. У этой игры была вполне понятная функция - замена гуляний во дворе после школы. Нас же надергали из разных мест и выйти погулять во двор уже было не интересно - разные уроки, разные проблемы. У меня еще Калининский проспект начали строить и дома во дворе стали ломать, так что весь народ разъехался.

Для игры из специнвентаря, кроме мяча, ничего было не надо. Пара кирпичей или портфели на воротах и все.
Играть можно было везде, где есть площадка, пропорциональная количеству игроков.
Играли на школьном дворе - самое эффектное место -  когда девчонки степенно выходили на ступеньки, можно было, по зиме, обратить на себя внимание эффектным подкатом. 
Играли во дворе через Вспольный, но не у Полярников, а в следующем, ближе к Маяку, такой двор-колодец в петербуржском стиле, с наклоном, поэтому вода там быстро стекала и было относительно сухо ранней весной. Играли на спортплощадке с сеткой, но ее поздно построили и она была часто закрыта.
Играли в Лужниках, на питомнике, где выращивалась трава для Большой спортивной арены, до момента, когда обалдевшие от такой наглости сторожа, нас не выгоняли.
Играли в больнице, когда навещали там Кузю, когда он на мехмате учился. Здоровые против больных, на полянке перед корпусом. Обычно пропускали туда по четвергам, но мы умудрялись пролезть через какую-то дыру в заборе, если в четверг у нас не получалось. Как-то раз чуть не влезли в собачьи вольеры, чуть промахнувшись с дырой.
Играли в походах. Один поход помню очень хорошо. Поход был однодневным, должны были идти и мы, и ашки, поэтому вопрос о футбольном матче даже и не стоял. Все было очевидно. Долго обсуждали состав команды, кто где играет, кто на воротах. Потом приступили к тренировкам, кто-то стоял у двери в класс и накидывал мяч, а народ по очереди бил по нему головой. В походе нашли поляну, где можно было играть, закопали по две штанги, на перекладину сил не хватило. И игра началась. Ашки были разбиты по всем статьям, они продули 3-1, а я забил два гола. Один - после прорыва по правому краю и выхода один на один, Хмель не выручил, я с ходу пробил в девятку. Они, конечно, пытались отспорить, ведь не было перекладины, но я был уверен, что попал. А второй гол был вообще красавец. Стоял спиной к воротам, мне кто-то паснул низом, я подбросил мяч носком, развернулся на одной ноге на 90 градусов и с полулета попал в шестерку. Хмель рыпнулся в угол, но не достал. 
Играли на Метрострое, во время физкультуры. Там я раз стоял на воротах и когда выбивал мяч в поле, то нога как-то вылезла из тазобедренного сустава и начала движение вслед за мячом, было ощущение, что она стала просто отрываться. Потом она вернулась на место, но наступить на нее я не мог. Половина класса благородно вела-сопровождала меня на урок, пришли с опозданием минут на тридцать под прикрытием уважительной причины. Один раз играли на первенство школ района на том же Метрострое, поле было в лужах, без травы, играли плохо, проиграли, только Серега Хмелевский бесстрашно вылетал из ворот, кидался рыбкой за мячом, падал и долго скользил по луже, не выпуская его из рук. Пришедшие поболеть наши же девчонки после игры гордо прошли мимо нас, не замечая, и отдали цветы Сереге, ашке.
В лагере начали играть среди деревьев, возле палаток. До сих пор помню, как Ариевичу дали поперечный пас в недодачу, т.е. мяч пересекал траекторию его бега не перед ним, а за ним. И он, как циркач, поймал мяч пяткой, по дуге сразу перекинул его вперед перед собой и эффектно, с лета забил гол. После того, как пару раз мы врезались в деревья, Эмиль срочно подготовил поле для футбольных забав. Про футбол в лагере немного рассказывается в легенде про то, как Рогатнев из больницы сбежал, а фотки тех футбольных команд лежат в отделе "Про нас", в подразделе "Лагерь".
Кстати, там же я нанес невосполнимый вред половине игроков. Помните, какая это была ценность - китайские кеды "Два мяча"? Так вот, у нас в лагере по ночам было дежурство, и дежурный сидел возле костра, который раскладывали на крутом берегу реки "Переплюйка". Мое дежурство пришлось на ночь после дневного дождя. Кеды у всех после игры были мокрыми. И мне их доверили просушить. Я аккуратно расставил их вокруг костра, подбросил дровишек и немного отвлекся. Когда я привлекся обратно, то резина на кедах перестала быть твердой и потекла. Оставшиеся матчи лично я доигрывал в резиновых сапогах. Не знаю причин, по которым меня не прибили утром. Может, убежал?
Я не помню, кто выиграл турнир в лагере. По-моему, ашки, но уверенности нет. Может Шусторович помнит, все-таки математик ученый.
Самое главное и продолжительное футбольное соревнование было у нас в девятом классе. Это был чемпионат трех классов - А, Б и В. Играли каждый день, чаще всего в сквере у церкви, где Пушкин венчался. Там еще памятник Алексею Толстому. Помню про этот памятник, потому что я на спор ему попал мячом в нос. Играли долго, у меня в записной книжке остались записи, кто забил, с каким счетом сыграли.

В команде было три игрока, за "Вэшек" мы чаще всего с Селей  играли, сзади Степа был, Гладков, иногда, подключался. У "Бэшек" народа было побольше. Даже из этой картинки видно. Еще и Кузя за них бегал. Лапшун, Годжелло, Прудкин, Ариевич, Альтшуллер. За "Ашек" - Маркович, Эфрос, Володарский, Жирнов.

Мы не сразу с футболом завязали. Еще и на первом курсе я часто приезжал к школе, там мы, уже "взрослые", брали иногда бутылку портвейна, и потом играли в коробке, возле дома с книжным магазином, за домом звукозаписи. Инициатором был Селя, он не поступил никуда и ждал, когда его заберут в армию. И когда его забрали, то футбол кончился. Хотя я сам еще долго играл. Правда, потом, на работе, переключился на настольный теннис. Двигаться же надо. Не зарядку же делать по утрам.

А про преферанс у Кузи, пусть Терло с Кенжом пишут. Я там чаще сидел за компанию, чем играл.

Добавление от Владимира Эстерлиса

Настольный хоккей.

Игра была придумана примерно в 6-7 классе.

Точно помню, что инициатором был Мишка Тимохин. У него вообще были несколько оригинальные увлечения. Так он коллекционировал фотографии голов (футбольных и хоккейных). У него была куча альбомов, куда он их наклеивал. Искать эти фото ему помогали все, то есть коллекция была частично общей. Помню, что когда в школе, видимо стараниями Эмиля, появился некий фотостенд о спорте, то находившаяся там фотография гола была позаимствована моментально и пополнила Мишкину коллекцию.

Кроме этого по Мишкиной инициативе мы каким-то образом следили за чемпионатом НХЛ (каким образом мы могли следить – не помню). Как известно, НХЛ тогда представляла так называемая “большая шестерка” –

New York Rangers, Boston Bruins, Chicago Black Hawks, Montreal Canadians, Toronto Maple Leaves, Detroit Red Wings. У Мишки даже имелась настоящая нарукавная нашивка NHL! Дело в том, что его мама тогда (впрочем и сейчас еще тоже!) преподавала в младших классах 60 спецшколы (где работала покойная Нина Ивановна) и отобрала ее на уроке у сына хоккеиста Вениамина Александрова (господи, что за сведения сохраняются в памяти вместо более нужных!).

Так вот, по Мишкиной инициативе был устроен самодельный настольный хоккей. Лично Мишкой была изготовлена хоккейная площадка из плексигласа с бортиками и воротами, размером примерно 70 на 30 см. Хоккеистов слепили из пластилина. Были команды Timothy Maple Leaves Мишки Тимохина, Vershy Bruins Сашки Вершинина, как моя называлась – не помню, как и была ли еще одна – Сашки Хенкина. Хоккеистов лепили в цветах, соответствующим “одноименным’ канадским командам (я лепить не умел и мне лепил Мишка). Играли по воскресеньям по очереди у каждого. Правил не помню – как то  мы переставляли фигурки в определенной последовательности за определенное время, стараясь ударить по шайбе-пуговице и попасть в ворота. Турнир сопровождала некая инфраструктура типа рукописной газетки в пол-тетрадного листа, где велась турнирная таблица и сообщались какие-то новости. Например, когда я изготовил табло, где можно было менять названия команд, а также показывать счет посредством крутящихся кругов, то об этом в газете было подробное сообщение.

Кстати, Мишка, уж и не помню сейчас по какой причине, в хоккее болел за сборную Чехословакии! Мы считали это занятной причудой и не особенно обращали на это внимание, хотя иногда кликали его Чехом вместо обычного Тимошки.

Обычный хоккей

Получил некоторое распространение в 8 классе. Играли обычно на небольшом  катке-коробке в переулке рядом с Консерваторией, где жили Тимохин и Вершинин. Были постоянные проблемы с клюшками, которые  ломались, а деньги на новые (по-моему 2.40) получить было сложно. Самые крутые клюшки были марки ЭФСИ (экспериментальный завод спортивных изделий), остальное было просто дрова. Хоккейные коньки с ботинками стоили, точно помню, 20 р. 99 коп. Мне родители справили вообще крутую вещь – купили в комиссионке чешские хоккейные ботинки Botas и к ним лезвия Экстра (с заклепками по всей длине) – выше и представить было нельзя. Эти коньки живы и находятся в рабочем состоянии до сих пор. Защитного снаряжения, естественно, никакого не было, кроме как у вратаря.

Вратарем был Тимохин. У него были настоящие специальные вратарские коньки и клюшка, пластиковая маска (стоила, по-моему 1-20), а ножные щитки и щиток на руку были сшиты из брезента, и защитными прокладками в них служили старые журналы “Наука и жизнь”.

Но вот “ловушка” у Мишки была знатная! Думаю в Москве в это время больше ни у кого такой не было. Хоккейной ловушкой служила настоящая бейсбольная ловушка, подаренная Сашке Хенкину нашим одноклассником индийцем Сунилем (я его уже упоминал в комментариях к легенде о слове из четырех букв).

Иногда мы играли в хоккей и на уроках физкультуры, если они проводились на Патриках.

Как то мы хотели устроить матч с классом “A”, и даже специально изготовили для этого с столярной мастерской новые ворота, но наступила резкая оттепель и матч не состоялся.

 

 

Hosted by uCoz