Легенды

Легенда четвертая

про птиц. Мне она помнится так.

Когда мы перешли в 9-ый класс, то законно предполагали, что нам удастся как следует оторваться, потому как экзамены нам не грозили  и учиться, вообще говоря, большого смысла не было. Но тут случился Surprise, как говорят в Голливуде - произошел переход с одиннадцатилетки на десятилетку. Школу покинули сразу 4 класса и учителя потеряли часы, а, следовательно, и зарплату. Выход был найден простой, придумали 9-ый "В". Хотелось, конечно, и 9-ый "Г", но народу не хватило. Взяли кого-то из "А", кого-то из "Б", кого-то с улицы. Кроме экономической причины была и важная управленческая задача - раздробить "Б" класс, потому что он обеспечивал процентов 50 стонов в учительской, остальные проценты с трудом набирала вся оставшаяся школа.

Результат оказался неожиданным, класс "Б" не успокоился, а класс "В" стал вообще практически неуправляемым, об нас обломали зубы все педагоги школы.

Теперь переходим к интересному факту, который трудно объяснить с позиций теории вероятностей - у всех ребят - "вэшек", кроме Алика Поречного, в аттестатах стояли три балла по литературе. Был бы у нас Кенж, и его бы осчастливили трояком. В принципе, это большая заслуга всего коллектива класса, учительницы литературы Ольги Александровны Ланской, которая и сейчас работает в школе, ну, и конечно, Терлицкий руку приложил, оформил результат, так сказать.

В девятом "В" классе литературу преподавала очень пожилая учительница, которую мы вообще не замечали, и прозвище было соответствующее - "Калоша". Я, например, на спор как-то написал сочинение ровно на полстраницы за 15 минут. Сочинение напоминало по форме доказательство теоремы. Дано, потом - требуется доказать, потом пять или шесть предложений, выдернутых из текста произведения, которые логически точно доказывали, что Печорин был героем нашего времени, условно говоря. Получил пятерку.

А в десятом классе пришла Ольга Александровна и решила показать, кто в лесу хозяин. Она пыталась нас взять лаской, потом ехидством, потом строгостью, читала морали, как это любят делать все учителя - но ничего не получалась. Отношения не налаживались и последней каплей стало выступление Терлицкого. Задали нам на дом рассказ Горького "О чиже, который лгал, и о Дятле - любителе истины". Никто эту муть не прочитал, и когда ОА начала опрос, это достаточно быстро выяснилось. Ни первый, ни второй правильный пацан, которого поднимала ОА ничего хорошего про этих пернатых сказать не мог. ОА решила проверить всех, поднимая нас поочередно. Дошла очередь и до Терлицкого. Ленька - человек творческий. Он не мог просто признаться, что тоже  не читал эту муть зеленую. На нашу беду только что по классу прошел очень неприличный анекдот, в котором рассказывалось о бедах 14-го по счету воробья, который с трудом парковал свою лапку - она все время соскальзывала. И была в этом анекдоте коронная фраза, которая легко его идентифицировала. То, что надо было ждать чего-то особенного, стало понятно, когда Ленька был только на половине пути от сидячего положения до распрямленного. Когда он полностью распрямился, то радостно улыбнулся и сказал эту самую коронную фразу из анекдота - К вопросу о птицах. Формально он был прав, рассказ-то был про птиц. Но этот анекдот был известен и ОА. Видимо жанр неприличных анекдотов входил в сферу ее профессиональных интересов и она его тоже запомнила. Больше Ленька не успел сказать ничего. Выгнали его из класса, как тогда говорили, с вещами. Вера в наше исправление была разрушена полностью, окончательно и бесповоротно. Нам всем поставили трояки в аттестат, пощадили только девчонок и Алика Поречного. Формулировку ОА предъявила такую - не хочу ему аттестат портить, он в гуманитарный вуз собрался. 

Честно говоря, мне этот трояк даже помог - перед выпускными меня другие учителя прижали в углу и стали уговаривать пересдать химию и еще какую-то муру, чтобы натянуть на серебряную медаль. Тут я их и обрадовал, что у меня трояк по литературе выходит, они такой засады не ожидали и отстали. А то бы пришлось химию учить.

Дополнение от героя истории.

С ОА у меня действительно были сложные отношения. Началось все с того, что в начале ее карьеры в 9В, на каком-то из уроков литературы я сел на переднюю парту у входа в класс с Леной Любович и обращал значительно больше внимания на Лену, чем на ОА и ее, как теперь говорят, презентацию. ОА сделала мне замечание раз, другой, а потом заорала: <Терлицкий, ты что думаешь - вас здесь дура учит?> На это я вежливо встал - как и полагалось при обрашении к учителю - и сказал: <Видите ли, Ольга Алксандровна, дело вовсе не в этом.>

Окончательно я испортил отношения с ОА после того, как она задала нам на дом сочинение по роману Горького <Мать>, поскольку Горького не любил и к названию этого романа мысленно пробавлял слово <твою> с восклицательным знаком. С трудом выдавив из себя полторы страницы крупным почерком про Павла и его мать, я написал к сочинению следующий эпиграф из Джека Лондона: <Когда-нибудь я уеду на юг, женюсь и у меня будет много детей. Как нибудь вечером я посажу их вокруг себя и расскажу им, какие страдания терпел их отец на чилкутской дороге. И если они не зарыдают, я возьму палку и вышибу из них дух.> За это я получил от ОА оценку 2/5. т.е. 5 за русский - предполагая ее реакцию, я тщательно выверил в сочинении все запятые - и 2 за литературу с припиской <За невосторженный образ мыслей>.

Одно знаю твердо - среди сотен ее учеников меня ОА запомнила крепко. Когда я, случайно узнав о 40-летии школы и столь-же случайно оказавшись в нужное время в Москве, зашел туда и поздоровался с ней, то в ответ получил <А-а, Терлицкий...> и косой взгляд.

Тем не менее, я решительно не принимаю на себя ответственности за тройки в аттестате всем <вэшникам> по литературе. В свой аттестат я не зглядывал лет 25 - по крайней мере - но насколько я помню у меня там по литературе стоит 4. Нужно будет проверить, если найду.

Ваш Терло.

 

Hosted by uCoz