Я жалею тех, которые
не бывали в Черногории
(Беззастенчиво спер у ВВ)
Необходимое предисловие или отмазка. Так получилось, что в Черногорию мы попали одними из самых последних. С одной стороны это хорошо - не было проблем с информацией что-где-когда-почем и как лучше. С другой стороны, рассказывать всем, кто там уже был, про то, что они видели, и не по одному разу, представляется чем-то странным. Сказать, что пишу для себя, банально. Тем более, что этим приемом я уже пользовался. Поэтому мои Черногорские впечатления предназначены для тех, кто замуровал себя на дачных участках или пострадал от настырной рекламы курортов Краснодарского края.
Прилет, день первый
Прошло два года с момента нашей прошлой поездки за кордон.
Супруга сказала, что она уже давно хочет отпуск от плиты. Мне в этом смысле
труднее. Раньше я вообще не хотел в отпуск, а хотел все время работать. Теперь я
хочу все время не работать, т.е. отдыхать, поэтому ущучить момент - пора в отпуск - и раньше
было трудно, а сейчас вообще не реально.
В общем, решил довериться жене - раз она сказала, что пора - значит пора.
Далее последовали стандартные муки выбора в условиях мирового финансового
кризиса. Правда, у меня сложилось впечатление, что нас кризис коснулся, а вот
туроператоров - нет. Задрали цены выше крыши и ждут, кофейничая в офисе, когда я
принесу им свои трудовые центы.
И ведь принес.
Но, сначала, нужно было зафиксировать положенные две недели на временной шкале.
Летом отпуска не бывает по определению. Долгостройка избушки в Подмосковье не
позволяет отлучаться ни на минуту.
Поздно осенью нельзя, так как отпуск без теплого моря не бывает, а возвращаться
в октябре в Москву с югов чревато простудой жены. Остается сентябрь. В этот раз
решили взять первую половину, чтобы наверняка попасть на теплую воду.
И начались страдания с выбором страны.
Оказалось, что есть много вариантов. Куда пускают без визы. Или с покупкой визы
на месте. Например, можно посетить Гондурас. Или Тринидад и Тобаго. И даже
Багамские острова. Практически всю Южную Америку можно взять без проблем. С
Африкой труднее. Нет, конечно, Зимбабве по прежнему нас ждет. И Эритрея. И даже
острова Кабо-Верде. А вот Ливия нет. И вся Центральная и Западная
Африка, включая хорошо забытую Анголу. Зато на нас рассчитывают Фиджи и острова
Кука (видимо белые люди там кончились). В Азии нас ждут на Юго-Востоке, только
Сингапур не готов теперь россиян более 96 часов и то транзитом. Все это заманчиво,
но далековато. Поэтому решили остановиться на Европе и Ближнем Востоке.
И тут вариантов было немного. Греция (Крит или Пелопоннес), Кипр, Израиль,
Хорватия или Черногория. Сицилия отпала сразу, как только взглянули на ценник. А
хотелось.
На Кипре руль не с той стороны. Израиль тоже не вышел в финал конкурса. Хорватия
отпала как северная, по отношению к Черногории, страна. А Греция отпала, потому
что жена хотела в Черногорию. Вот так все и сложилось.
Выбор страны во многом предопределил выбор туроператора - мы же не были
первопроходцами. Тут, я считаю, вышел не то чтобы прокол, а перекос в неправильную
сторону. Взяли туроператора по совету друзей, основным достоинством которого
было то, что хозяином там - черногорец. В принципе - нормально, вот только у
некрупного туроператора и автобусы не Мерседесы, а Форды или мелкие Isuzu -
почувствуйте разницу. Мы - почувствовали. Когда вязли автобусную экскурсию.
Итак, трудовые центы отнесены, даты вылета/прилета определены, загранпаспорта на
руках - за сборы, товарищи!
Когда был помоложе, когда хотелось работать и свершать, когда думалось, что на
работе без меня все остановится, когда верилось, что только в отпуске можно
будет, наконец-то, спокойно почитать парочку последних новинок, заранее
заказанных и купленных в книжном магазине "Мир" на Соколе, ну типа
"Математические методы в физике" или "Основы когерентной оптики", батюшка мне
советовал вместо ученых книг брать с собой на юг кирпичи. Книги придется везти
обратно, а кирпичи можно оставить там. Эта родительская мудрость до меня дошла с
пятого отпуска. Не безнадежен оказался.
Доставка в аэропорт решилась просто - заказали такси по телефону. Звучит
забавно. Для тех, кто жил в Москве лет тридцать назад. Я жил. Помню, что такого
понятия практически не было. А поймать такси - это все равно, что ловить бабочек
сачком без марли. Ну ты ее накрыл уже и обрадовался, а она схлопывает крылышки,
поворачивается к тебе всем своим длинным туловищем, смотрит большими выпуклыми
глазами и говорит удивленно - Ты что мужик, сдурел? В парк лечу.
Поэтому я, много лет назад, году этак в 82-ом, когда мы собрались с женой и
тогда еще малолетним ребенком на юга, до Курского вокзала решил ехать на метро.
И доехал бы вовремя и без проблем, если бы не теща. Она жила в соседнем доме.
Пришла проводить и, когда узнала, что мы собрались ехать на метро, так
удивилась, что пришлось тащиться с чемоданами к метро, потому что по нашей улице
машины с шашечками встречались не чаще бешеных собак. Тогда нашу улицу вообще
можно было переходить с закрытыми глазами.
Дошли до метро, там я посадил семью на чемоданы и пошел ловить такси. На
перекресток. Желающих покататься было несколько, такси лениво подъезжали, выбирали людей с
достойными маршрутами и гордо удалялись. Как назло, все люди, которые стояли
выше меня по течению, оказались выгодными клиентами. Мне уже почти повезло,
когда подъехал частник на "козле", но вид у него был такой, что я не решился его
взять. Мое такси подошло за тридцать пять минут до отхода поезда. Когда драйвер
услышал, что поезд отходит в 10-05, то сразу сказал - успеем вряд ли (каюсь,
отошел от исторической правды, не это он сказал, хотя смысл сохранен верно).
Молниеносно побросали вещи и рванули, как
большевики на штурм Зимнего (или как Временное правительство оттуда же). Для тех, кто немного знает Москву. Маршрут от метро "Октябрьское
поле" до Курского. Ленинградка и Садовое. Летели, как на Формуле 1, с визгом шин
и перестроением из крайнего левого в крайний правый. Я сидел и думал - если
опоздаем, где брать билеты? Билеты на юг тогда заказывали в Центральной
железнодорожной кассе за 48 дней и приехать туда нужно было к 6 утра. И это не
гарантировало, что достанется приличный скорый поезд и купе не возле туалета.
Когда влетали на площадь у Курского, я попросил водилу помочь
добежать до поезда с вещами. Но,
оказалось, что ему нельзя бросать машину.
Одна надежда была на носильщиков. Они нас, как будто, ждали. Выскочили из
машины, крикнули про поезд на Симферополь, побросали вещи на ближайшую тележку и
понеслись. Пандусов тогда не было, тележку в тоннель мы с носильником тащили по
ступенькам на руках. Со всеми чемоданами. И из тоннеля тоже. Дите, как
привязанный воздушный шарик, болталось где-то сзади. Жена еле успевала за нами.
В глазах ее был ужас, а на лице было ясно написано, что она
притопит меня в первом же попавшемся море.
А в это время по пустой платформе метались моя матушка и две двоюродные сестры с
конфетами и снедью в дорогу (холодная курица, яйца вкрутую, огурцы, помидоры,
хлеб-соль). Поезд уже стоит и красуется проводницами в дверных
проемах, и тут мы вылетаем на
платформу как банда махновцев.
Российские железные дороги и тогда не любили своих пассажиров. Моя попытка
пролезть в первый же вагон не удалась - не пустили нас. Сказали, что нам в
начало состава. Так и бежали вдоль стоящего поезда по непривычно пустой
платформе до 5-го вагона. По дороге успели схватить конфеты. И попрощаться с
родственниками. По инерции влетели в купе. После такой
валидольной доставки на вокзал жена
не могла подняться со скамейки до Серпухова. Помнилось мне это долго, так же как
и моя коронная фраза - Да нету у меня этой славянской привычки приезжать на
вокзал за два часа до отхода поезда.
(Кстати, моему первому читателю и
редактору, неподкупному и бескорыстному Cпеллу
Чекеру не понравилось слово "помнилось". Предлагает на замену
"помни лось" и "помнил ось". Еще пара таких
шуток и уволю, на хрен.) Если меня сейчас спросить,
почему я тогда говорил, что привычка - славянская, то я не смогу ответить.
Понятно, что в те времена, когда часто продавали на одно место два, а то и три
билета, народ старался приехать на вокзал пораньше, ворваться в вагон в числе
первых, захватить укупленное место и отбивать атаки претендентов на него из
позиции сидя. Получается, что привычку следует определить как советскую. Хотя,
сказать в 82 году, что нету у меня такой советской привычки...
Полет на самолете никогда не доставлял мне особой радости. Конечно, интересно сидеть у
окна, смотреть на природу, лениво ползущую под тобой, подсовывающую
все новые и новые пейзажи с затейливыми загогулинами рек и проплешинами лесных
опушек, но это только до момента посадки.
Особенно, если это посадка с моря и между скал. В принципе я был готов. И жена
тоже. А что толку?
Самолет заложил крутой вираж, начал вписываться между скал и постепенно
снижаться, показывая сверху Тиватский, кусочек Рисанского и Которского заливов.
Потом долго шел вдоль берега Тиватского залива, нацелился на ВПП Тиватского
аэропорта и, как только над ней оказался, плюхнулся на землю. Было ощущение, что
он спрыгнул метров так с трех.
Вот он, этот попрыгунчик. Народ по обычаю зааплодировал, а я при выходе из самолета спросил у стюардессы - Что же так неаккуратно? Так получилось - ответила она.
Кстати, я думал, что этот скайэкспресс, авиадискаунтер или, говоря простым языком, бюджетный перевозчик, повезет нас стоя и без еды, ну как в автобусе. Обманулся - сидели, правда, тесновато, и завтраком покормили.
Посадку я заснял. Можно присоединиться к моим воспоминаниям.