Вольно

Л. Терлицкий

 

Из цикла «Настоящие истории»

 

МОСКОВСКАЯ МАНДАЛА

 

 

Одна из проблем моей московской работы – отсутствие привычных по американской моей жизни канцелярских товаров, причем не каких-то особенных, а самых обыкновенных, например, простых желтоватых «манильских» папок для бумаг, единственная прелесть которых заключается лишь в том, что на вырезанном особым образом - как бы хвостиком - краю можно написать название дела.  Хвостики бывают слева, справа и посередине.  Поставишь такую папку в ящик с другими, а хвостик торчит, и название дела сразу видно. 

Почти нельзя надеяться, что удастся купить все необходимые канцелярские – да и другие – товары в одном месте, и никогда нельзя предугадать, где и что тебе попадется.  Например, мой бывший водитель Славка, огромный мужик, в прошлом серебряный призер чемпионата страны по вольной борьбе в тяжелом весе, однажды радостно объявил мне, что пошел в магазин «Овощи-фрукты» за капустой и купил там глушитель для «Волги» всего за 70 рэ.

С московскими водителями мне везет.  После Славки был Миша, бывший шеф-повар в одном из гостиничных ресторанов и один из самых больших специалистов в Москве по попугаям.  Миша долго уговаривал меня профинансировать экспедицию в Южную Америку за всякими там какаду и прочими экзотическими тварями, весьма дорогостоящим, по его словам, товаром.  Услышав, что при перевозке половина птиц дохнет, я отказался, хотя Мишин бизнес-план и сулил немалые барыши.

Перед Славкой был старик Василий, который в войну водил танк Т-34, а потом работал дальнобойщиком и исколесил всю Евразию.  Умудренный жизненным опытом Василий знал великое множество историй и беспрерывно их рассказывал.   Все время приходилось делать вид, что спишь.

Теперь меня возит немногословный Андрей, мастер спорта по фехтованию.  Ездить с ним мне осталось недолго – через пару недель Андрей улетает за океан, в столицу Перу Лиму работать тренером в каком-то элитном клубе. 

Обычно Андрей водит машину как бы сражаясь на дуэли с невидимым противником, но сегодня он медленно пробирается по заваленному недавним снегопадом городу, меж идущих вдоль тротуаров двухметровых сугробов, которые за сутки покрываются сероватым налетом гари и становятся похожими на бетонные оборонительные валы.

Непонятно, как эти сугробы образуются.  Может быть, по ночам, крадучись, проходят по узким улицам старой Москвы бульдозеры и сталкивают снег в стороны, на обочины и стоящие вдоль них автомобили.  А может снег вылетает из-под колес проносящихся на скорости авто.   Хотя вторая, динамическая, теория не годится – после снегопада на таких улицах остается всего одна полоса движения, машины по ним еле ползут и часто пятятся, чтобы пропустить встречный транспорт.  Вот так и возникает российская мистика…

Не позавидуешь автовладельцу, которому придется перелопатить гору снега для того, чтобы освободить из плена любезную его сердцу старенькую «Ладу», наломать спину, нажить радикулит, а если совсем не повезет, то и инфаркт заработать.  И что самое обидное, неизвестно, заведется ли совсем замерзший автомобиль, после того как его откопают.

В памяти моего московского детства остались снегоуборочные машины с двумя руками-загребалками и транспортером, поднимающим снежные комья на невообразимую для малыша высоту.  Оттуда глыбы слежавшегося снега обрушивались в урчащий самосвал, а за ним стояли, как коровы у кормушки, другие самосвалы в ожидании, пока нагружаемый с шипением выпустит облако сизого солярного угара и уедет к Яузе облегчаться.

Почему-то снег в Москве больше не убирают.  После снегопада она напоминает такие непривычные к этой стихии города, как Вашингтон, где раз лет в десять свежевыпавший снег парализует работу федерального правительства дня этак на два-три, пока не растает.

В России, конечно, никто не примет всерьез отговорку, что зимы и снега никто не ждал.  Наверное, поэтому после последнего большого снегопада московские власти и объявили на голубом глазу, что снег не убирается, поскольку на очищенных дорогах может образоваться лед и будет много аварий. 

Все понимают, что это бесстыжее вранье, что снег не убирается, потому что нечем - средства потрачены на строительство пешеходных мостов с ларьками, концептуализированных еще гоголевским Маниловым, а также подземных торговых хором и другого дорогостоящего и, очевидно, очень прибыльного китча.  На покупку современной снегоуборочной техники денег, естественно, не осталось.  

Скорее всего, снег на этот раз не убирали нарочно, в пику начальству кремлевскому, чтобы наглядно ему показать, что если Москва - город столичный, то и денег ей надо давать больше, чем какому-нибудь Урюпинску, где снег не убирают вовсе, и никого это не волнует, и уж тем более кремлевское начальство.   А то, блин, решили срезать Москве дорожный фонд, понимаешь…  Вот и мучайтесь теперь, дураки!

Наверное, еще и поэтому в Кремле периодически грозятся перевести столицу в Питер.  Хотя, если подумать, то в Северной Пальмире и зима дольше, и снегу выпадает за зиму поболее.  Но с другой стороны, на то оно и начальство, чтобы никто не понимал, чем и как оно думает.  Вероятно, именно такого рода мышление и имел в виду один из моих школьных учителей, изрекший сакраментальную фразу: «Парадоксы вашего сознания мне недоступны!»

В Москве за морозами обычно следует оттепель.  Из-под сугробов сочится гадкая серая жижа, образующая глубокие, по щиколотку лужи.  Жители опасливо пробираются по обледеневшим тротуарам, скользят, падают, ломают себе конечности – и все это в поисках редкого прохода между валами-сугробами, отгораживающими их от остального города с местами приложения труда, продуктовыми магазинами и другими необходимыми для выживания институциями.   Проходы в валах попадаются редко, и в них то же самое гадкое серое месиво, но его, по крайней мере, можно форсировать, правда лишь зачерпнув ботинками ледяной жидкости и заработав насморк.

В такие дни автомобильные пробки в Москве бесконечны и по времени, и по количеству попавших в них машин, обалдевшим водителям которых не остается ничего, кроме как проклинать мэра и свою нелегкую долю. 

Именно в такие дни и пытался я проехать по городу в поисках канцелярских принадлежностей, в частности, перекидных календарей, таких, знаете ли, толстых книжечек с отдельными листиками на каждый день.  На каждом крупная дата, разлинованные строки, на которых можно записывать события и мысли, и две заранее пробитые аккуратные дырочки для перекидывания.    В общем, очень удобно.

Хотя снабжение фирмы канцелярскими принадлежностями и не входит в круг моих рабочих обязанностей, но под прошлый новый год, в порыве предпраздничного благодушия, купил я в модном писчебумажном магазине с написанным по-русски иностранным названием «Офис Клаб» красивые импортные перекидные календари и не менее красивые подставки к ним – подносики из черной пластмассы со скругленными углами и двумя черными же скобами точно в размер дырочек.   Подумал, что на следующий год можно будет купить только сами календари и таким образом сэкономить фирме средства.

Работникам фирмы календари понравились.  К хорошему все привыкают быстро, и в конце года они стали настойчиво требовать перекидных календарей на следующий год.  Я посетил несколько «Офис Клабов» и других магазинов, в которых на этот раз не было ни перекидных календарей, ни многих других нужных канцелярских мелочей. Наверное, год выдался неурожайный.  Вот уже месяц я маниакально захожу в поисках перекидных календарей во все попадающиеся мне на глаза магазины, в которых они могли бы продаваться, но никак не могу их купить.

В тот день проезжал я по Новому Арбату мимо «Дома книги», когда-то - да, пожалуй, и ныне - самого большого книжного магазина города.  Подумав, что теперь в нем торгуют и другими товарами, в том числе и канцелярскими, я попросил Андрея остановиться.

- Оштрафуют, - сказал немногословный Андрей.

Действительно, на Новом Арбате, по которому кремлевское начальство ездит на работу, менты стоят буквально у каждого фонарного столба и, помня, что начальство любит старательных, очень стараются.

Все-таки мне удалось уговорить Андрея: он высадил меня у сугроба и отправился объезжать квартал вокруг.  Я разыскал протоптанный в сугробе проход, форсировал лужу, стараясь не поскользнуться пересек обледеневший тротуар, и зашел в «Дом книги».

На первом этаже, в отделе канцелярских принадлежностей календарей не было.

- Сходите наверх, в открытки, - сказала, шевельнув ресницами, миловидная скучающая продавщица.  

И действительно, на втором этаже, в отделе, продающем красочные поздравительные открытки с заранее напечатанным текстом типа «С днем рожденья поздравляем, счастья радости желаем», продавались перекидные календари.  Именно такие, как мне надо - с двумя дырочками.  И всего по 30 рэ за штуку.  В народе по такому поводу говорят: «Места надо знать!» 

Я купил шесть календарей, по одному на каждого работника фирмы и еще один впрок, на всякий случай.

Второй этаж «Дома книги» устроен совсем по-западному, со свободным доступом к полкам.  Продают здесь, в основном, именно книги, и можно часами шататься по залу и читать все, что заблагорассудится, что и делают многочисленные жители и гости столицы.

Проходя по рядам, увидел я - стоит среди зала отдельный стенд, этакая квадратная колонна из картона, вся в книжках Бродского в мягких черных обложках с лаконичным, почти самиздатовским по виду оформлением. 

Рядом с кипами поэзии Бродского лежали еще две стопки книг, одна рыженькая, другая зеленая.  Издания явно более дорогие, чем у Бродского - в одинаково стильных глянцевых суперобложках, под которыми спрятаны твердые переплеты под кожу с золотым тиснением.  Сверху на суперах крупно написано Бахыт Кенжеев. 

- Господи, - подумал я, - как все в жизни переплетено и как все переменилось. 

С Бродским я несколько раз разговаривал в полулегендарном нью-йоркском  ресторане «Русский самовар», в котором он на часть своей нобелевской премии по литературе купил долю.  Не по каким-то там шкурным соображениям - предположительно, у поэтов таких соображений быть не может, хотя и им изредка необходимо выпивать и закусывать - а потому, что его уговорил Роман Каплан, его старый питерский товарищ, затеявший в начале 80-х открыть в Манхэттене русский ресторан. 

Нашли помещение - бар, некогда принадлежавший сыну знаменитого певца и голливудского актера Фрэнка Синатры.  Место было бойкое, среди бродвейских театров.  Вдобавок к Бродскому, Роман позвал в компаньоны еще одного своего товарища по Питеру, танцора Мишу Барышникова, а также нескольких личностей нью-йоркского полусвета.  Себя Каплан назначил менеджером. 

Поначалу бизнес шел довольно вяло.  В «Самовар» ходили в основном малоимущие эмигранты - выпить рюмку водки, пообщаться и вкусить специфической самоварной атмосферы, в которой было понемногу от русского ресторана в Париже времен первой эмиграции, воровского шалмана и кабака брежневских времен в одном из московских Домов творческой интеллигенции.  Гадала желающим на картах и хриплым басом распевала блатные куплеты и цыганские романсы стареющая дама с белогвардейским именем Женя Шевченко, когда-то, по ее собственному признанию, заведовавшая борделем в той самой Лиме, куда теперь собирается Андрей.  По пятницам долбил по роялю и орал свои и чужие шлягеры бывший известный советский композитор Журбин.  Практически всегда присутствовало несколько седеющих дон жуанов в поисках новых приключений.  Главным в этом коловращении был, конечно же, неизменно элегантный Каплан, здоровавшийся со всеми входящими мужчинами за руку и целовавший дам в раскрашенные щечки.

«Самовару» много раз не везло – дважды при полном наплыве публики прорывало какую-то трубу, и в зале начинался потоп, а один раз был довольно сильный пожар.  Первый этаж был почти полностью разрушен, причем не столько огнем, сколько бравыми нью-йоркскими пожарными.  Второй, на котором только что отстроили бар и банкетный зал - с лампами в виде перевернутых самоваров, чудовищного веса бронзовыми пепельницами и огромными, роскошными гравированными видами Питера в тяжелых золоченых рамах - чудом не пострадал.

Полусветские компаньоны Каплана постепенно забирали свои доли и уходили, потом умер Бродский, но все умудрялось возвращаться на круги своя, и «Самовар» выживал и продолжался.   Три четверти ресторанов в Нью-Йорке закрываются через год после открытия, а «Самовар» держится уже лет пятнадцать и процветает.  Все также царит нестареющий и всегда элегантный Каплан, все также по пятницам долбит по роялю и орет Журбин.

С самого начала своего существования «Самовар» притягивал знаменитостей и американских, и российских, а с конца 80-х, когда из перестроечного Союза на Запад стали ездить толпами, не было, пожалуй, ни одного оказавшегося в Нью-Йорке российского человека искусства, которого его местные знакомые не затащили бы в «Самовар».

В Нью-Йорке вообще довольно легко встретить знаменитостей - перебегаешь себе улицу или заходишь в магазин, и видишь в толпе какое-нибудь известное голливудское лицо. 

Однажды я увидел в «Самоваре» Булата Окуджаву. 

Накануне вечером я видел Окуджаву издалека, на сцене, во время его единственного в Нью-Йорке концерта.   Картина для привыкшего ко всему Нью-Йорка была редкая - огромный, на 2500 мест зал был набит битком.   Зрители сидели на приставных стульях и ступеньках, стояли вдоль стен, а снаружи осталось еще человек двести так и не сумевших попасть внутрь, не смотря ни на какие ухищрения.  Мне достались места на галерке, но слышно было хорошо.

Народа в «Самоваре» было немного.  Бард стоял в одиночестве у стойки и пил чай.   Вблизи он оказался невысоким, щуплым, уже на склоне лет человеком.  Я подошел, представился, мы разговорились, и в какой-то момент я спросил его, известно ли ему имя Бахыта Кенжеева.

Вообще-то я не люблю спрашивать у российских интеллигентов нравиться ли им тот или иной художник, литератор или музыкант.  Ответы, как правило бывают только двух типов - либо гениально, либо говно.  А по мне, если человек пишет даже и посредственные картины или стихи, или орет песни дурным голосом, то это все равно лучше, чем продавать героин детям или оружие в развивающиеся страны.

Но Окуджава не какой-то там администратор областной филармонии, и мне действительно было интересно, знают ли Бахыта в России.  У него к тому времени уже вышло несколько книжек стихов в эмигрантских издательствах, но мне казалось, что его не знают за пределами узкого круга любителей русской поэзии в Америке, той самой публики, которая сходилась на нечастые в Нью-Йорке литературные вечера, а в июле-августе отправлялась общаться друг с другом в летнюю школу русского языка в Вермонте. 

В Москве мы с Бахытом учились в одном классе в школе с эзотерическим названием «Средняя общеобразовательная специальная школа №20 с углубленным преподаванием иностранных языков».  Молодой Каплан, тогда только что переехавший в столицу из Питера, работал в нашей школе учителем и углубленно преподавал нам иностранные языки, рассказывая об английской и американской литературе.  Просто прочесть такую литературу в те времена было практически невозможно.

Каплана мы любили - он пересказывал нам Киплинга и Айрис Мердок, и на его уроках, в отличие от многих других, было довольно интересно.  Каплан поражал наше юное воображение своей несоветской элегантностью и тем, что был единственным из учителей курившим в классе.  Модные тогда, в середине 60-х, сигареты с фильтром «Краснопресненские» - по 18 коп. за пачку - он выкуривал в четыре затяжки, выпуская толстые, как пончики, кольца дыма, которые медленно плыли над нашими головами, словно летающие тарелки, и разбивались о дальнюю стену классной комнаты.

В общем, как говорит один мой старинный приятель, все друг друга знают, кроме рабочих и крестьян.   Так что вопрос мой к Окуджаве возник вполне естественно.

- Да, конечно, - ответил Окуджава. - По-моему, он самый интересный поэт своего поколения.

И тогда, в «Самоваре», и сейчас, увидев книжки Бахыта рядом с книжками Бродского, я был ужасно горд давним знакомством с самым интересным поэтом моего поколения. 

А еще я подумал, что у поэтов трудно определить национальность - книжки питерского еврея, который жил в Америке и похоронен в Венеции, лежат рядом с книжками родившегося в Москве казаха, который живет в Канаде и о котором хорошо говорил грузин с Арбата.  А стихи у всех троих - по-русски.

За неделю до этого Бахыт приезжал в Москву за Антибукеровской литературной премией.  Мы повидались, выпили по рюмке, но поговорить толком не удалось, и я не успел ему сказать, что с получением этой премии он из разряда литераторов молодых сразу перешел в разряд маститых.

В порыве благодушия, я приобрел оба тома Кенжеева, хотя все его предыдущие опусы были мне подарены автором. 

Я покинул «Дом книги» в превосходном настроении.  Впрочем, час спустя оно было испорчено - выяснилось, что купленные перекидные календари к подносикам не подходят.  Не то расстояние между дырочками.

 

 

*   *   *

 

Москва

февраль 2001 г
Hosted by uCoz